"Связной": мы продолжаем торговать iPhone
2 ноября 2010 года
Сеть по продаже персональной электроники "Связной" получает смартфоны iPhone как минимум от одного из двух операторов, имеющих в России прямой договор с Apple на поставку iPhone, вопреки сообщениям СМИ об отсутствии поставок "Связному" из-за дисциплинарных мер со стороны Apple, стало известно во вторник.
Как пишут "Ведомости", из-за того, что "Связной" начал продавать iPhone 4 22 сентября, на два дня раньше установленного Apple срока, производитель попросил МТС и "Вымпелком", единственные две компании в России, получающие смартфоны от Apple напрямую, не поставлять iPhone "провинившемуся" ритейлеру.
Поставки iPhone "Связному" ни Apple, ни МТС не комментируют, однако пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева сообщила: "Мы поставляем iPhone всем нашим партнерам, включая "Связной", хотя у нас и есть дефицит с поставками iPhone 4".
То, что в "Связной" поставляется iPhone 3Gs, подтверждает и руководитель отдела по связям с общественностью компании Елена Ноготкова, которая не раскрывает канал поставок. Она сообщила, что ее компания ведет переговоры о поставках iPhone 4, а iPhone 3Gs в магазинах "Связного" есть в достаточном количестве. С утра во вторник наличие iPhone 3Gs в "Связном" удалось подтвердить.
По словам источника , знакомого с ходом переговоров Apple с российскими дистрибуторами, "Связной" вел переговоры с Apple о получении статуса официального дистрибутора, однако позиция американской компании осталась прежней - она готова продавать iPhone только через операторов. Ритейлер не связан с Apple договорными отношениями, и поэтому может торговать аппаратами, закупленными "на стороне". Будет ли он это делать вопреки воле производителя - остается открытым вопросом.
Среди опрошенных участников рынка нет однозначного мнения, сможет ли Apple запретить "Вымпелкому" и МТС отгружать смартфоны "Связному".
Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что преждевременный старт продаж, который устроил "Связной" в целях саморекламы, в первую очередь навредил операторам и другим ритейлерам, которые дожидались установленного компанией Apple для всех срока начала продаж. В первые дни продаж "Связной" реализовал примерно 350 iPhone 4, всю партию, полученную, по слухам, от "Вымпелкома", после чего этот смартфон больше не появлялся на витринах магазинов сети.
Эксперты, опрошенные , сомневаются, что запрет на поставки iPhone "Связному", если таковой есть или будет, повредит ритейлеру.
"Для "Связного" iPhone - это лишь капля в море, тысячи аппаратов, которые представляют собой пусть и ходовой, но нишевый продукт", - говорит аналитик IKS-consulting Максим Савватин, который видит в возможном отсутствии iPhone в сети "Связного" лишь удар по имиджу компании.
Эксперт J'son&Partners Сергей Савин, соглашаясь со своим коллегой, также добавляет, что и операторы, теряя такой канал продаж iPhone, как "Связной", тоже ничем не рискуют. "Пока iPhone 4 будет дефицитным товаром, он будет без проблем раскупаться в собственной рознице операторов и у других партнеров", - считает Савин.
Конфликт "Связного" и Apple - далеко не первый в истории российского сотового ритейла. Особенно войнами с поставщиками запомнилась "Евросеть" под руководством Евгения Чичваркина. В 2002 году компания разругалась с Samsung - камнем преткновения также стало отсутствие статуса официального дистрибутора. В 2006 году у "Евросети" по той же причине испортились отношения с Nokia. Аппараты "опальных" производителей ставились в "дальний угол" и не предлагались покупателям продавцами магазинов, а производители, со своей стороны, ограничивали поставки.