Российские наблюдатели высоко оценивают организацию южносуданского референдума
14 января 2011 года
Российские наблюдатели высоко оценивают организацию референдума о независимости юга Судана и отмечают, что в стране разработана уникальная система проведения выборов, сказал в пятницу на пресс-конференции в РИА "Новости" член комитета Совета Федерации по международным делам Асламбек Аслаханов.
Референдум о самоопределении Южного Судана начался 9 января и завершится 15 января. За неделю около 4 миллионов южан должны сделать выбор в пользу единства страны или образования независимого государства на своей территории. По данным регистрационной комиссии, референдум уже можно считать состоявшимся, поскольку число проголосовавших превысило необходимый порог в 60%.
"При помощи, в первую очередь, Организации Объединенных Наций, Евросоюза и других государств Судан разработал уникальную, с нашей точки зрения, систему организации выборов. При проведении выборов нужно было учитывать очень большой удельный вес безграмотных людей", - сказал Аслаханов, уточнив, что, по различным данным, речь идет о 50% или даже 80% населения, не умеющих читать и писать.
Власти Судана нашли для этой проблемы простое решение: участники референдума ничего не писали в бюллетенях, а просто обмакивали палец в чернила и ставили в поле для голосования свой отпечаток пальца. Также были отпечатаны плакаты с картинками, изображающими наглядно процесс голосования.
Аслаханов также отметил высокую активность участников референдума, сохраняющуюся с первых дней голосования.
"Я вчера только разговаривал с нашим посольством и активность продолжается. Нарастает недовольство избирателей, что очереди очень длинные на голосование. То есть, это дает основание предполагать, что, очевидно, референдум соберет не только 60 процентов голосов, но, наверное, на 10, на 15 процентов больше", - заметил он.
Член Центризбиркома РФ Сиябшах Шапиев также указал на высокую активность суданских избирателей, и помимо этого назвал в качестве сильных сторон организации референдума обеспечение безопасности на избирательных участках и прозрачность голосования. Последняя достигалась, в первую очередь, за счет тщательного контроля за тем, чтобы никто не мог проголосовать повторно. С этой целью работники избирательного участка на выходе компостировали специальные карточки избирателя, выданные всем участникам референдума, что исключает повторный приход на голосование.
Согласно данным, приведенным Шапиевым, за ходом референдума следят 1271 наблюдатель из различных международных организаций и около 17 тысяч местных наблюдателей. От Российской Федерации, в частности, присутствовало 7 человек.
Представителями России, однако, были отмечены и слабые стороны организации, среди которых Шапиев назвал отсутствие на избирательных участках законов и информационных материалов, а также слабое знание законодательства о референдумах самими работниками избирательных участков, уровень подготовки которых не всегда соответствует должному.
Кроме того, представитель российского Центризбиркома указал плохую пропускную способность избирательных участков - результат тщательного досмотра участников референдума на входах на избирательные пункты, куда охрана пропускала людей по одному.
"Это и плюс - не было столпотворения, не было неразберихи, но, с другой стороны, это и минус, потому, что целый день простояв, человек мог и уйти (ни с чем) и на следующий должен был прийти", - пояснил Шапиев.
Кроме того, к минусам организации референдума Шапиев отнес медленный подсчет голосов, заметив, что "даже в течение первого, второго, третьего дня (референдума) было не известно, сколько же проголосовало". А также длительное отсутствие статистики по общему числу избирателей, указав на то, что количество участников референдума стало известно только накануне начала голосования.
В целом, однако, Шапиев признал, что организация референдума произвела на него "очень хорошее впечатление".
В 2005 году после 20-летней гражданской войны в Судане правительственные силы, представляющие Север страны, подписали Всеобъемлющее мирное соглашение с повстанцами Юга. Согласно его условиям, вопрос о самоопределении богатого нефтью Южного Судана должен решиться в ходе плебисцита, который стартовал 9 января 2011 года.
За неделю сделать выбор в пользу единства страны или образования нового независимого государства должны около 4 миллионов южан, проживающих на территории Судана, а также более 60 тысяч их соотечественников, проживающих за рубежом.