Погибших на пароме "Эстония" в 1994 году вспоминали в Таллине
28 сентября 2011 года

Более ста человек собрались в среду в Таллине у монумента погибшим на пароме "Эстония" в связи с 17-й годовщиной трагедии, унесшей жизни 852 человек.

К основанию памятника, на котором выбиты имена всех погибших в катастрофе, были возложены венки и цветы, а также зажжены памятные свечи, предает корреспондент .

Паром "Эстония" затонул в Балтийском море в ночь на 28 сентября 1994 года на пути из Таллина в Стокгольм. В катастрофе погибли 852 человека, спаслись 137. Созданная после гибели парома международная комиссия назвала официальной причиной катастрофы конструктивные недостатки парома и сложные погодные условия.

В представленном международной комиссией заключительном отчете в декабре 1997 года отмечалось, что под ударами штормовых волн разрушились замковые устройства неправильно сконструированного носового люка (визира) парома. Вода проникла на грузовую палубу парома, судно перевернулось и в течение нескольких десятков минут затонуло.

Однако в Эстонии и других странах многие сомневаются в выводах комиссии. По разным версиям, паром мог пойти на дно из-за взрыва на борту, столкновения с подводной лодкой или действий преступников, затопивших судно, чтобы скрыть перевозку контрабандного груза.

Весной 2006 года шведское правительство признало, что пассажирские паромы, ходившие между Эстонией и Швецией (в том числе и "Эстония"), в начале 1990-х годов регулярно использовались для перевозки военных грузов.

Решение шведских властей о начале расследования было принято после того, как бывший работник шведской таможни Леннарт Хенрикссон сообщил в передаче шведского телевидения, что 14 и 20 сентября 1994 года на пароме "Эстония" перевозилось электронное оборудование.

После этого эстонское правительство создало комиссию по расследованию обстоятельств перевозки военной техники на "Эстонии" незадолго до ее крушения. В своих предыдущих рапортах комиссия отмечала, что не нашла подтверждения тому, что 27 сентября, в день выхода "Эстонии" в последний путь, на пароме перевозилась военная техника.

Комиссия также установила, что государственные ведомства или официальные лица Эстонии не причастны к перевозкам военной техники на затонувшем пароме. Однако комиссия не исключила возможности того, что кто-то из эстонских госслужащих в частном порядке мог быть причастен к перевозкам военной техники в Швецию.