Молдавия и Приднестровье договорились возобновить железнодорожное сообщение
26 апреля 2011 года
Начальник Приднестровской железной дороги Сергей Марцинко во вторник проинформировал главу ПМР Игоря Смирнова о достигнутой договоренности с молдавскими коллегами о возобновлении пассажирского и грузового железнодорожного движения по территории непризнанной республики, сообщила пресс-служба приднестровского лидера.
Движение по этому маршруту было прервано в марте 2006 года, когда Украина по согласованию с властями Молдавии ввела новый таможенный режим для Приднестровья, согласно которому весь экспорт должен проходить оформление в официальных органах Молдавии. Руководство Молдавской железной дороги перенаправила поезда, следовавшие через Приднестровье, на север, в объезд непризнанной республики. В Тирасполе расценили эти действия как экономическую блокаду. В настоящее время через Приднестровье проходят транзитные грузовые составы в Россию и Украину, а также два пассажирских поезда Кишинев-Москва и Кишинев-Одесса.
"Что касается движения грузовых поездов, то здесь были достигнуты договорённости и подписано соглашение о движении. По пассажирскому движению была достигнута договорённость, что молдавская сторона 18 мая этого года на совещании в Хельсинки перед администрациями железнодорожного транспорта России и Украины поставит вопрос об увеличении дополнительного числа пассажирских поездов, движущихся через территорию Приднестровья", - приводит пресс-служба слова Марцинко.
По его словам, пока не определены временные рамки возобновления железнодорожного сообщения.
"Если начнут ходить поезда, это существенно улучшит положение дел экономических агентов Приднестровья. Они получат возможность транспортировать грузы самыми рациональными транспортными схемами в Украину и Россию. В свою очередь, приднестровская железная дорога начнёт получать доходы", - отметил Марцинко.
Незадолго до распада СССР, 2 сентября 1990 года, пять расположенных на левом берегу Днестра районов Молдавии объявили о создании Приднестровской союзной республики в составе СССР, а затем - независимой Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) с центром в Тирасполе. При этом город Бендеры и несколько прилегающих к нему правобережных сел высказались за вхождение в состав ПМР. Причиной для такого шага послужили заявления националистически настроенных радикалов в Кишиневе о выходе Молдавии из СССР и возможности ее присоединения к Румынии.
Власти Молдавии не согласились с решением приднестровских депутатов и попытались решить проблему, введя войска в непризнанную республику. В 1992 году в Приднестровье начался вооруженный конфликт, продолжавшийся несколько месяцев, до середины июля. В результате Кишинев утратил контроль над левобережными районами, и Приднестровье стало территорией фактически неподконтрольной Кишиневу со всеми атрибутами государственности, включая собственную валюту.
Кишинев предлагает приднестровцам автономию в составе единого государства. Однако Тирасполь активно добивается международного признания.
Переговоры с участием международных посредников в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, а также в качестве наблюдателей - ЕС и США) по поиску решения приднестровской проблемы в феврале 2006 года зашли в тупик, а затем были приостановлены. В то же время консультации в этом формате периодически проводятся.
В настоящее время миротворческую операцию в Приднестровье осуществляют Совместные миротворческие силы, в которые входят 402 российских военнослужащих, 492 - приднестровских, 355 - молдавских и десять военных наблюдателей от Украины. Службу миротворцы несут на 15 стационарных постах и КПП, которые размещены на ключевых участках зоны безопасности.