МИРОНОВА Мария Владимировна
7 января 2011 года
Сто лет со дня рождения актрисы Марии Мироновой исполняется 7 января.
Ниже приводится биографическая справка.
Актриса театра, кино и эстрады, народная артистка СССР Мария Владимировна Миронова родилась 7 января 1911 года (по старому стилю 24 декабря 1910 года) в Москве в семье школьной учительницы и служащего. В семь лет ее отдали учиться в опытно-показательную школу имени Фритьофа Нансена, где она начала постигать азы театрального искусства, участвуя практически во всех постановках школьного театра.
В 1925 году, окончив семь классов школы, Миронова поступила в Театральный техникум имени Луначарского, а через год на сцене Театра современной миниатюры состоялся ее театральный дебют в комедии Василия Шкваркина "Вредный элемент".
Окончив весной 1927 года театральный техникум, Мария устроилась во вспомогательный состав Московского театра оперетты, где некоторое время танцевала в кордебалете.
Осенью того же года она дебютировала во Второй студии при Московском художественном театре (МХАТ), сыграв несколько ролей (Фаню в спектакле "Хижина дяди Тома" в 1929 году, Марусю в спектакле "Дело чести" в 1932-м) и проявив себя яркой острохарактерной актрисой. В этом театре Миронова работала до 1932 года, затем перешла в труппу Московского государственного театра мюзик-холл, где сразу же заняла ведущее положение. Исполняла центральные роли в спектаклях "Как 14-я дивизия в рай шла" (1932), "Артисты варьете" (1933), "Под куполом цирка" (1934), "Святыни брака"(1935) и других.
В 1936 году, после закрытия мюзик-холла, Миронова некоторое время работала в Центральном театре транспорта (теперь Театр имени Гоголя). В конце 1938 года она перешла в только что организованный Государственный театр эстрады и миниатюр, с которым сотрудничала почти десять лет, вплоть до его ликвидации в 1947 году. Здесь Миронова сразу же заняла одно из самых заметных мест, она была занята во всех спектаклях театра, таких как "Месть Калиостро", "У актерского подъезда", "Заместитель", "Дохлые души", "Роковая ошибка", "Тщетная предосторожность", "Без двенадцати двенадцать" и "Курортное обозрение".
С 1928 года Миронова параллельно с работой в театре выступала на эстраде с чтением рассказов Антона Чехова, а позже - с монологами собственного сочинения "Телефонные разговоры", которые актриса вела от имени "некой Капы", затем она говорила по телефону в образах Дуси, Клавы, Марочки и других персонажей (позже эти монологи для нее сочиняли профессиональные авторы). В 1939 году миниатюры Мироновой были отмечены призом первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Миронова вышла замуж за известного оператора-документалиста Михаила Слуцкого, но он был арестован как "враг народа". Однако Миронова не оставила его в беде и носила передачи в тюрьму, хотя прекрасно осознавала, чем это может для нее обернуться. В 1939 году Миронова познакомилась с известным ленинградским артистом эстрады Александром Менакером, с которым сыграла первый эстрадный скетч. После этого она развелась со Слуцким и в 1940 году стала женой Менакера. 8 марта 1941 года у них родился сын Андрей.
Всю войну Миронова работала во фронтовых бригадах.
В 1952 году Менакер и Миронова создали Театр двух актеров, который просуществовал на сцене более 30 лет (до смерти Менакера в 1982 году). Вместе они сделали девять спектаклей, наиболее известные из которых - "Дела семейные", "Кляксы", "Мужчина и женщины", "Номер в отеле", "12 разгневанных женщин", "Волки в городе" и "Семь жен Синей Бороды".
В 1938 году Миронова дебютировала в кино, сыграв в фильме Григория Александрова "Волга-Волга", затем снялась в фильме "Преступление и наказание" (1940), в комедиях "Запасной игрок" (1954) и "Мы с вами где-то встречались" (1954).
В кино Миронова снималась мало, и то, как правило, в ролях второго плана. В конце 1950-х годов она сыграла в фильмах "В один прекрасный день" (1955), "Драгоценный подарок" (1956), "Шофер поневоле" (1958). В 1960-х годах снялась в киноальманахе "Совершенно серьезно" (1960), в фильмах "Короткие истории" (1963), "Старый знакомый" (1969), "Похищение" (1969); в конце 1970-х и начале 1980-х годов - "Какая у вас улыбка" (1974), "Почти смешная история" (1977), "По данным уголовного розыска" (1979), "Жиголо и Жиголетта" (1980), "Назначение" (1980), "Марица" (1985). В 1991 году он сыграла свою последнюю роль в кино - в фильме "Казус импровизус".
В 1982 году Миронова сыграла в телеспектакле "Понедельник - день тяжелый" в постановке Александра Белинского по мотивам комедии Валентина Катаева "Понедельник".
В том же году после четвертого инфаркта ушел из жизни муж Мироновой. А в 1987 году скончался их сын, известный актер театра и кино, любимец зрителей Андрей Миронов, после чего Мария Владимировна какое-то время отказывалась работать. Только в 1989 году по приглашению Олега Табакова актриса вернулась на театральную сцену, сыграв ведущие роли в спектаклях Московского театра-студии Табакова "Учитель русского" Буравского и "Норд-Ост" Богдановича. Для последнего спектакля актриса сама написала монолог "Обращение к Богу". Она также играла в Московском театре "Современник" в спектакле "Эшелон" по пьесе Михаила Рощина.
В 1994 году Миронова перешла в труппу театра "Школа современной пьесы", на сцене которого с большим успехом выступила в спектакле "Уходил старик от старухи" по пьесе Семена Злотникова в постановке режиссера Иосифа Райхельгауза, где ее партнером был Михаил Глузский. Это была ее последняя театральная работа. В 1995 году в "Школе современной пьесы" состоялся бенефис Мироновой.
Помимо актерской Миронова занималась и общественной деятельностью. Она была председателем общественного совета Центрального дома актера имени Яблочкиной, часто выступала в печати, на радио и телевидении.
В 1956 году она была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР, в 1978 году - Народной артистки РСФСР, в 1991 году стала Народной артисткой СССР.
Миронова скончалась в ночь на 13 ноября 1997 года в Центральной клинической больнице Москвы. Она похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой сына - Андрея Миронова.
Еще при жизни Миронова передала свою уникальную коллекцию русского фарфора в Музей декоративно-прикладного искусства, а собственную квартиру и все, что в ней находится, завещала Центральному театральному музею имени Бахрушина для организации в ней мемориальной квартиры семьи трех актеров. Ее последняя воля была исполнена. В 1999 году в Москве (Малый Васильевский переулок, 7) открылась музей-квартира знаменитой актерской семьи Мироновых - Менакера.