"Мартовские иды" начинаются в России с февраля
15 февраля 2012 года
Фильм Джорджа Клуни "Мартовские иды" (The Ides of March), где речь идет об американских политтехнологиях, а также о власти, ее соблазнах и ее губительности, выходит на российские экраны в четверг, сообщили в отвечающей за прокат компании "Каскад".
Картина основана не на древнеримской истории и не на романе Торнтона Уайлдера, описывающем убийство Юлия Цезаря, а на газетной хронике 2004 года, когда демократическая партия США решила выдвигать в президенты сенатора-миллиардера Джона Керри вместо губернатора Вермонта Говарда Дина, а в итоге проиграла выборы, уступив баллотировавшемуся на второй срок Джорджу Бушу-младшему. Об этом была написана пьеса "Фаррагут-Норт", названная по станции метро в центре Вашингтона, вокруг которой гнездятся офисы политических пиарщиков. Клуни носился с идеей ее экранизации с 2007 года, но долго не мог найти денег, хотя бюджет был достаточно скромный - 12,5 миллионов долларов, - а потом, как он честно признался в Венеции, где "Мартовские иды" были фильмом открытия, "не хотел портить людям настроение после избрания Обамы".
"Названием фильма мы хотели дать понять, что все эти вещи случаются во все времена. Политика не сильно изменилась со времен Юлия Цезаря, Кассия и Брута, но эта история шире, чем просто политика, она о человеческой натуре. Это история о выборе, о том, стоит ли продавать душу дьяволу, и о том, оправдывает ли цель средства", - сказал тогда журналистам Клуни, который сыграл собственно кандидата в президенты.
В центре внимания, впрочем, оказывается не он, а его помощник и пресс-секретарь Стивен Майерс: канадец Райан Гослинг (Ryan Gosling) убедительно изображает трансформацию восторженного идеалиста в циничного карьериста.
Как объяснил сам Джаматти, речь в картине идет о том, как люди соблазняют друг друга, и о том, как власть оказывается игрой с сексуальным оттенком.
В реальном провале губернатора Дина, чья стратегия, связанная с агитацией в традиционно консервативных штатах, впоследствии позволила Обаме выиграть выборы, был отчасти повинен его советник Стив Гроссман: незадолго до финала кампании в "Нью-Йорк Таймс" появилась статья, где он признавался, что готов предложить свои услуги любому другому кандидату, если Дин не выиграет праймериз в Висконсине. В фильме эта линия тоже обозначена - журналистку "Таймс" играет Мариса Томеи (Marisa Tomei). Таким образом, отчасти "Мартовские иды" могут послужить киноликбезом по американской политике и прессе - тем более актуальным, что в российский прокат фильм попадет за три недели до выборов президента.
В американском прокате проект окупился, собрав более 40 миллионов долларов, но особенных лавров Клуни-режиссеру не принес: в шорт-лист оскаровских номинантов "Иды" вошли лишь в категории "лучший адаптированный сценарий", а Клуни-актер оказался в числе фаворитов благодаря совершенно другому проекту, "Потомкам" (The Descendants) Александра Пейна.
Тем не менее, следующий режиссерский проект автора "Мартовских ид" будет крупнобюджетным и студийным: "Отряд охраны памятников" (Monuments Man), основанный на книге техасского историка Роберта Эсделя (Robert M.Esdel) о возврате художественных ценностей во время Второй мировой войны, делается вместе с Sony Pictures, поскольку, как признается режиссер, "нельзя за маленькие деньги снять высадку в Нормандии".