Концерты Московского пасхального фестиваля собрали в Екатеринбурге 1,5 тысячи слушателей
29 апреля 2011 года
Полторы тысячи человек пришли на концерты уральского этапа X Московского пасхального фестиваля, которые состоялись в пятницу в Екатеринбурге, сообщила сотрудница Свердловской академической филармонии.
Юбилейный X Московский пасхальный фестиваль проходит с 24 апреля по 9 мая при поддержке правительства Москвы, министерства культуры РФ и с благословения патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Впервые за десять лет фестиваль приобрел международный масштаб: за 17 дней проведения он охватит пять столиц (Москву, Киев, Минск, Вильнюс и Астану), 38 городов России и город Алма-Ата (Казахстан). В рамках фестиваля пройдет более 100 концертов симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ. В Екатеринбурге Московский пасхальный фестиваль прошел в третий раз.
"Крупнейшее событие в культурной жизни не только столицы Урала, но и всего нашего региона - прибытие Московского пасхального фестиваля в Екатеринбург", - сказал в пятницу в ходе пресс-конференции первый заместитель директора Свердловской филармонии Рустем Хасанов.
В рамках фестиваля в Екатеринбурге была представлена эксклюзивная программа - пятичасовая опера Гектора Берлиоза "Троянцы" в концертном исполнении коллектива в составе 150 музыкантов - солистов, хора и оркестра Мариинского театра.
Оперный диптих "Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене", который обычно исполняется в два вечера, прозвучал в Свердловской филармонии в течение одного дня двумя концертами, следующими один за другим.
Екатеринбург стал пятым городом в мире после Санкт-Петербурга, Москвы, Нью-Йорка и Токио, где артисты Мариинского театра исполнили монументальное творение Берлиоза.
По словам художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева, организаторы постарались сделать концерты максимально доступными для широких слоев населения. В частности, льготные билеты были предоставлены пенсионерам и ветеранам войны, добавила представитель компании-спонсора фестиваля JTI Зарина Тотоонова.
Одновременно с филармоническими слушателями "Троянцев" в режиме онлайн увидели и услышали участники организованных просмотров в 10 филиалах "Виртуального концертного зала" в Свердловской области.
Худрук Мариинки объяснил свой интерес к творчеству Берлиоза, в частности, тем, что французский композитор дважды в жизни приезжал в Санкт-Петербург и дирижировал оркестром Мариинского театра "с большим удовольствием". "Это стало одним из пиков его творческой карьеры", - отметил Гергиев.
Он добавил, что исполнил почти все произведения Берлиоза. "Но "Троянцы" - может быть, самое мощное, самое сложное произведение. И действительно по задачам, по емкости композиторской мысли, по тому, сколько вложено в этот огромный опус, - это, может быть, главный документ его жизни, главный "стейтмент" его композиторской судьбы", - подчеркнул дирижер.
По его словам, для исполнения оперы "Троянцы" требуются "суперголоса, суперзвезды и личности, которые могут не просто взять ноту, а предложить решение роли".
Работа над оперой "Троянцы" заняла у Берлиоза два года - с 1856-го по 1858-й. Причем Берлиоз, подобно Вагнеру, создал не только музыкальный, но и литературный текст. Опера была поставлена частично на сцене "Театра лирик" во Франции. Полной постановки "Троянцев" автор так и не дождался. На современную сцену эту оперу вернул чешский дирижер Рафаэль Кубелик, который исполнил ее в 1957 году в лондонском Ковент-Гарден.
"Русская" история оперы пока насчитывает всего несколько постановок: в 1899 году вторая часть дилогии "Троянцы в Карфагене" была поставлена в Большом театре, в 2000 году опера была целиком представлена на сцене театра Санкт-Петербургской консерватории.