ГОДАР Жан Люк
3 декабря 2010 года

Французский кинорежиссер, сценарист и теоретик кино Жан-Люк Годар отмечает в пятницу 80-летие.

Ниже приводится биографическая справка.

Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже в буржуазной франко-швейцарской семье. Во время Второй мировой войны родители оформили мальчику швейцарское гражданство и отправили в школу в Нионе. В 1948 году Годары развелись, а Жан-Люк вернулся в Париж, чтобы получить высшее образование.

В 1949 году он поступил на философский факультет Сорбонны, который окончил с дипломом этнолога. В студенческие годы Годар увлёкся кинематографом и познакомился с другими завсегдатаями французской синематеки: Жаком Риветтом и Эриком Ромером. В 1950 году они создали "Gazette du cinema", статьи для которой Годар писал под псевдонимом "Ганс Лукас".

В 1951 году видный французский кинокритик Андре Базен пригласил его в свой журнал "Cahiers du Cinema", где уже работал Франсуа Трюффо. Издание стало колыбелью французской "новой волны", а Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Жак Риветт и Эрик Ромер оказались во главе движения.

Как режиссер Годар дебютировал в 1954 году с короткометражным фильмом "Операция бетон", затем были еще несколько короткометражек.

Вышедший в 1959 году первый полнометражный фильм Годара - "На последнем дыхании" - ознаменовал собой появление во французском кино нового поколения кинематографистов, позже названного "новой волной", в творчестве которого главной стала тема бунтующей молодежи.

Криминально-мелодраматическая история молодого правонарушителя, скрывающегося от полиции и преданного подругой-американкой, насыщенная естественными шумами большого города, производила впечатление не только документальной: она содержала духовный портрет нового "потерянного поколения", чуждого традиционно буржуазным представлениям нравственности и морали.

На протяжении 1960-х годов Годар, как и его соратники по "новой волне", сделал тему бунтующей молодежи центральной в своем творчестве. Но, рассматривая эту проблему в социологическом и философском планах, Жан-Люк Годар гораздо глубже осветил причины и продукты генезиса молодёжного протеста: молодёжный экстремизм ("Отдельная банда", 1964; "Китаянка", 1967), проституция ("Жить своей жизнью", 1962; "Презрение", 1963; "Две или три вещи, которые я о ней знаю", 1967), подавление личности ("Маленький солдат", 1960).

Картина "Маленький солдат" была запрещена до 1963 года за реалистичные сцены насилия и прямую отсылку к теме Алжирской войны.

В центре внимания Жана-Люка Годара - истоки и перспективы тоталитаристских тенденций в современном мире ("Карабинеры", 1963; "Альфавиль", 1965; "Уик-энд", 1967).

Будучи одним из идейных лидеров "майской студенческой революции" 1968 года, Жан-Люк Годар в конце 1960-х - начале 1970-х стал снимать политически пропагандистские фильмы, предпочитая формы прямого интервью, агитплаката ("Правда", 1969; "Ветер с Востока", 1969; "Владимир и Роза", 1970; "Письмо Джейн", 1972).

В начале 1980-х годов режиссер вернулся к крупномасштабным кинематографическим формам, предполагающим выход в широкий прокат, и создает ленты "Страсть" (1982) и "Имя: Кармен" (1983, Гран-при МФК в Венеции).

В 1990-х годах Годар создает масштабную киноантологию "История кино", (1989, 1997-1998), в центре его внимания - культурные реалии разных эпох ("Германия девять ноль", 1991, и "ЖЛГ: автопортрет в декабре", 1994).

В работе режиссера "Моцарт навсегда" (1996) значительное место занимает тема искусства и художника.

За 50-летнюю карьеру Жан-Люк Годар выпустил более 70 картин, которые создали ему репутацию одного из основополагающих модернистов в истории кино.

Среди работ последних лет короткометражка "Катастрофа" (2008), полнометражные ленты ("Наша музыка", 2004; "Социализм", 2010), коллективный проект "На десять минут старше: Виолончель" (2002).

Годар также оказал влияние на многих современных режиссеров, в том числе на Бернардо Бертолуччи, Мартина Скорсезе, Стивена Содеберга и Квентина Тарантино.

Творчество Жана-Люка Годара отмечено множеством премий и наград международных кинофестивалей. В 2010 году он был удостоен почетного "Оскара" за выдающийся вклад в развитие киноискусства.

Однако режиссер официально отказался лично получать "Оскара".

Жан-Люк Годар женат третьим браком на актрисе, режиссере, сценаристе Анн-Мари Мьевиль.