"Броненосец Потемкин" открыл советскому кино путь на Запад
18 января 2011 года
Фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин", со дня выхода которого во вторник исполняется 85 лет, повлиял на представления всего мира о политическом кино, считает известный киновед Кирилл Разлогов, а по мнению критика Екатерины Тархановой, он проложил советскому кинематографу дорогу на Запад.
"Броненосец Потемкин" оказал влияние на все политическое кино - и западное, и восточное, в самых разных его разновидностях, как социалистического реализма, так и китайской культурной революции и западного культурного фильма", - сказал Разлогов.
По мнению киноведа, Эйзенштейну принадлежит и идея того, что "монтаж должен быть аттракционным", то есть динамичным и развлекательным, и ее переняли у него голливудские кинематографисты-современники. Таким образом, влияние великого фильма Эйзенштейна "стало основой представления о монтаже для целого поколения кинематографистов всего мира", считает Разлогов.
С Разлоговым согласна известный российский критик Екатерина Тарханова.
С ее точки зрения, "Броненосец Потемкин" был необычен всем сразу - своим сюжетом, монтажной структурой, качеством операторской работы.
"Фактически была создана новая планка - когда все вместе, когда люди могут быстро понять, почему здесь быстро меняется картинка, почему туманно стоят корабли на рассвете, почему на одесской лестнице сталкиваются жандармы и толпа. Это фильм, который был понятен в каждом своем кадре любому зрителю от Индии до Китая, и при этом Эйзенштейн четко произносил то, что он хотел сказать", - добавила она.
"Броненосец Потемкин" сделал имя новой советской режиссуре. "Это картина, которая пробила Советской России дорогу на Запад", - пояснила Тарханова.
"Он был и технически нов, и идеологически необычен", - считает она. При этом, по ее словам, фильм, вышедший на экраны во времена кризиса, охватившего многие страны Европы после I Мировой войны - в частности, Германию, произвел там даже больший фурор, чем в СССР. "Это был фильм, сделанный именно на экспорт", - уверена критик.
"У нас люди совершенно спокойно смотрели "Багдадского вора", "Индийскую гробницу", фильмы Кулешова, - поделилась Тарханова. - А для них (за рубежом) все было в новинку, и они все это восприняли на ура. Первой страной, где фильму аплодировали и воспринимали его на ура, была Германия", - добавила Тарханова.
По ее мнению, "Броненосец Потемкин" стал лентой, снятой на экспорт, которая окупилась - так сегодня покупают, например, "Возвращение" Звягинцева.
Еще одно свидетельство мощнейшего влияния, которое картина оказала на мировой кинематограф, - то, как она разошлась на цитаты.
По словам Разлогова, цитировали "Броненосца" неоднократно - в частности, в фильмах "Бразилия" Терри Гиллиама, "Крестный отец" Фрэнсиса Форда Копполы, "Неприкасаемые" Брайана де Пальмы, "Звездные войны. Эпизод 3" Дэйва Филони.
Были и случаи ироничного цитирования, пародирования. "Например, у Вуди Алена - в "Бананы" и "Любовь и смерть", у Цукера в "Голом пистолете", в советско-польской комедии "Дежа Вю", - уточнил киновед.
"Броненосец "Потемкин" - немой художественный фильм, снятый Сергеем Эйзенштейном на киностудии "Мосфильм" в 1925 году. Сценарий, по которому снимался фильм, основан на реальных событиях, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце "Потемкин" команда подняла восстание и захватила корабль.